Доставка большинства крупногабаритных и сборных грузов по всему миру происходит морским транспортом. В кризисных обстоятельствах логистический сектор претерпевает разные изменения: перераспределение товарных потоков, переориентация на новые рынки, ограничение доступа к российским портам.
Мы поговорили с ведущим экспертом по контейнерным перевозкам NOYTECH Анастасией Кизюлевой о тенденциях в морской логистике и адаптации компаний к изменениям.
Мы поговорили с ведущим экспертом по контейнерным перевозкам NOYTECH Анастасией Кизюлевой о тенденциях в морской логистике и адаптации компаний к изменениям.
Какие, на ваш взгляд, изменения в сфере морских грузоперевозок стали самыми значимыми за последний год?
В 2023 году с увеличением мировой торговли и грузооборота наблюдался значительный рост объемов контейнерных грузов, что привело к увеличению спроса на контейнерные суда и порты. Геополитические изменения также оказывают влияние на морские грузоперевозки, включая введение торговых ограничений, санкций или региональные конфликты.
Сфера морских грузоперевозок активно модернизируется за счет внедрения современных технологий. Автоматизированные контейнерные терминалы, системы отслеживания грузов, и электронные платформы становятся все более распространенными, что делает грузоперевозки более эффективными и современными. В России наблюдается увеличение числа новых участников, конкурирующих с мировыми брендами за свое место под солнцем на рынке. Тенденция к укрупнению и стабилизации рынка становится заметной, так как менее крупные игроки теряют свои позиции из-за недостаточной оценки своих возможностей.
Сфера морских грузоперевозок активно модернизируется за счет внедрения современных технологий. Автоматизированные контейнерные терминалы, системы отслеживания грузов, и электронные платформы становятся все более распространенными, что делает грузоперевозки более эффективными и современными. В России наблюдается увеличение числа новых участников, конкурирующих с мировыми брендами за свое место под солнцем на рынке. Тенденция к укрупнению и стабилизации рынка становится заметной, так как менее крупные игроки теряют свои позиции из-за недостаточной оценки своих возможностей.
В разных уголках мира сейчас происходят экономические и политические изменения. Например, ситуация в Красном море внесла коррективы в маршруты многих судов. Как это сказалось на грузоперевозках?
Влияние ситуации в Красном море больше отражается на международных, включая европейские, линиях. Российские и китайские перевозчики предпочитают проходить через Суэц, за исключением некоторых случаев. Ожидается увеличение транзитных сроков и заторы в европейских портах перегрузки, а также удорожание общей перевозки, если говорить о мировых тенденциях. Удорожание цены топлива и проблемы с дисбалансом контейнерного оборудования коснется всех, включая «наших» игроков.
Как санкции повлияли на морскую логистику?
Санкции оказали влияние на морскую логистику, прежде всего, через ограничения доступа к российским портам и судоходным маршрутам. Это привело к изменению маршрутов судов, увеличению времени перевозки и, конечно, повышению расходов. Рынок постепенно адаптируется: маршруты стали более диверсифицированными, а доля мультимодальных перевозок увеличилась. В целом, транзитное время увеличилось, если говорить про FEWB (Far East to West Bound), но через Дальний Восток некоторые направления показывают улучшение.
За последнее время Россия значительно укрепила сотрудничество в рамках объединения БРИКС. Способствует ли это позитивным изменениям в морской логистике?
Это является важным фактором, способствующим развитию грузооборота между нашими странами. В рамках такого сотрудничества можно развивать совместные проекты по модернизации портов, созданию логистических центров, улучшению инфраструктуры и технологий в сфере доставки грузов. Совместные линии стран БРИКС могут стать основой для стандартизации и гармонизации процедур морских перевозок, что поможет упростить и ускорить процесс транспортировки грузов через порты и снизить затраты на логистику.
Расскажите, как меняется работа логистических компаний в России в новых условиях?
Хочется отметить важность финансовой логистики. Она становится первостепенной для бизнес-процессов, опережая транспортную. Ежедневно приходится принимать решения на основе финансовых данных: управление финансовыми потоками, оплата, выбор банка, комиссия, сроки, оптимизация расходов, прогнозирование расходов и доходов. Важно иметь представление о всех финансовых инструментах и своевременно получать информацию от партнеров.
В целом современные обстоятельства в каком-то смысле поспособствовали развитию логистического рынка в стране, появляется много новых активных компаний. Сейчас все работают над укреплением внутренних логистических процессов, внедрением современных технологий и автоматизацией операций для повышения эффективности и сокращения издержек.
В целом современные обстоятельства в каком-то смысле поспособствовали развитию логистического рынка в стране, появляется много новых активных компаний. Сейчас все работают над укреплением внутренних логистических процессов, внедрением современных технологий и автоматизацией операций для повышения эффективности и сокращения издержек.
Как нашим компаниям лучше адаптироваться к изменениям? Стоит ли рассмотреть возможность перехода на другие виды международных перевозок?
Безусловно мы рекомендуем нашим клиентам иметь пакет логистических решений, в том числе мультимодальных, для оптимизации маршрутов и снижения времени доставки. Быстрая смена ситуации на рынке подчеркивает важность наличия запасных вариантов для переключения грузопотоков без лишних проблем. Особенно, если мы говорим о ситуациях, когда нужно перевезти крупный груз, например, промышленное оборудование в сжатые сроки, необходимо иметь ряд готовых решений и надежных партнеров.
Какими будут тенденции развития сфере морской логистики в ближайший год?
В ближайший год ожидается несколько тенденций, которые влияют на своевременность поставок грузов: нестабильность в расписаниях судозаходов, тенденция к затариванию портов перегрузки. Другой важный аспект - дисбаланс контейнерного оборудования. Это может привести к недостатку контейнеров для перевозки грузов, что также повлияет на время доставки и стоимость перевозки. Добавлю также, что ожидаются средне-высокие ставки на фрахт.